Значимость развития речи ребенка не нуждается в обосновании. Тем не менее, нужно понимать, что речь ребенка развивается по особым законам, и на каждом возрастном этапе перед родителями стоят совершенно особые задачи. Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду?
«Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит». Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.
Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет.
Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?
Поводы обратиться к логопеду:
1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ», «дай» и т. п.
3. К 2.5 годам ребенок не использует в общении фразы (хотя «все понимает»), предпочитая общаться жестами и звукоподражаниями. Называет одним и тем же слогом разные предметы или действия, не выполняет доступные задания.
В норме к 3-м годам ребенок активно использует фразы, состоящие из 3 слов («хочу яблочный сок»). Его словарный запас увеличивается до 250 слов и постоянно пополняется новыми словами, обозначающими предметы, а также действия и признаки предметов. Малыш правильно использует простые предлоги («на». «под», «в»), уверенно различает единственное и множественное число («мяч» - «мячи», «спал» - «спали»).
4. Если в 3 года отмечается нарушенное произношение звуков «с», «з», «ц»;
если в 4-4.5 года ребенок искаженно произносит звуки «ш», «ч», «ж», «щ»,
а к 5 годам – «л», «р».
5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений, использует только короткие предложения из 3-4 слов, неправильно изменяет падежные окончания существительных («много яблоков»), подбирает предлоги («под столе»).
В норме к 4-м годам ребенок овладевает грамматической стороной родного языка, то есть он строит фразу, так же как и взрослые. Его словарный запас последовательно увеличивается до 2500-3000 слов, активно пополняясь прилагательными и наречиями. В самостоятельном высказывании ребенок использует не менее 10 вариантов грамматического оформления предложений.
7. Если у ребенка возникли нарушения темпа и плавности речи. Иногда они проявляются в виде повторов звуков и слогов, иногда – в виде длительной паузы в начале или в середине фразы. Бывает. Что ребенок начинает употреблять перед отдельными словами «лишние» звуки («а», «и» и др.). Нарушения темпа и ритма речи проявляются только в стрессовых ситуациях и отсутствуют в спокойной обстановке.
В норме речь ребенка любого возраста течет равномерно, ускоряясь лишь при желании малыша быстрее высказаться.
8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. 9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
12. Ребенок пропускает слоги.
13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
Человеческая речь – это и средство общения, и инструмент познания, и способ решения мыслительных задач, поэтому развитие речи является одним из ключевых направлений развития ребенка практически на всем протяжении его раннего и дошкольного детства.
Уважаемые родители! Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.